Содержимое для авторизованных пользователей

Цифровой харасмент

Харрасмент онлайн

На фоне развития метавселенных в сети начали появляться сообщения о домогательствах, с которыми сталкиваются пользователи виртуальных миров. При этом зачастую цифровой харрасмент приводит к такому же психологическому ущербу, как и обычные домогательства, однако гораздо хуже регулируется законодательством.

Первые случаи

В конце 2021 г. Нина Джейн Патель из Британии создала собственный аватар в метавселенной Horizon Venues. В игровом пространстве на ее персонажа напали трое других аватаров, предположительно, мужского пола. Аватар женщины подвергся преследованию и нападению сразу после появления в игровом пространстве Horizon Venues. Банда из трех аватаров-мужчин приблизилась к созданному Джейн персонажу, ее участники начали «агрессивно ощупывать» его. Также они отпускали сексуализированные комментарии в адрес женщины и делали скриншоты. «Они [четыре мужских аватара] изнасиловали мой аватар, сделав при этом несколько фотографий», — отметила Нина Джейн Патель. При этом женщина утверждает, что мужчины кричали ей вслед: «Не притворяйся, что тебе не нравится». Чтобы сбежать от насильников Нине Джейн Патель пришлось отключиться от сети.

Впоследствии женщина заявила, что после случая «цифрового домогательства» начала страдать от тревожности. По словам Патель, она переживает за безопасность женщин в виртуальной среде. Ранее еще одна женщина рассказала, как незнакомый цифровой персонаж напал на ее аватара на одной из других цифровых платформ Meta — Horizon Worlds. Внутреннее расследование Meta пришло к выводу, что у «жертвы» не был активирован безопасный режим.

Способы решения

Харассмент является сегодня достаточно актуальной и крайне опасной формой сексуальных домогательств, понуждением к их совершению. По своей правовой природе такие действия являются самым грубым вмешательством в частную жизнь гражданина. К харассменту могут относится такие действия как: периодические неприятные шутки, неуместный и «агрессивный» флирт, настойчивое внимание, а также намеки и запугивания сексуального подтекста, в том числе и непосредственно физические контакты с «объектом» харассмента. В реальной жизни харассмент еще подпадает под понятное законодательное регулирование, хотя и такого регулирования оказывается недостаточно. В частности, речь идет о статье 133 Уголовного кодекса РФ, которая определяет харассмент через «понуждение к действиям сексуального характера». Такого толкования при этом бывает недостаточно. К тому же, в российской практике крайне высокий порог доказывания соответствующего криминального вмешательства в частную жизнь лица, а потому зачастую к ответственности нарушителя привлечь вовсе не удается.

С цифровым харассментом в виртуальной среде дела обстоят еще хуже. На сегодняшний день не имеется ни одного реального дела в российской практике, которое бы в достаточной степени раскрывало обсуждаемую проблему. Такое обстоятельство, при этом, может быть обусловлено недостаточной популярностью самой виртуальной среды в России и отсутствием ясного общественного отклика по такому вопросу.

Пока случаи цифрового харрасмента расследуют только компании, предоставляющие доступ к платформе. Нахождение в виртуальной реальности регулируется пользовательским соглашением, которое подписывают люди для доступа к приложениям. Соответственно, у компаний-правообладателей и разработчиков есть полный «карт-бланш» для решения возникающих в виртуальной среде проблем (в том числе и в вопросе харассмента). В заявлении Meta по поводу инцидента с Ниной Джейн Патель говорится, что «Horizon Venues должны быть безопасным местом, и мы стремимся сделать его таковым. Мы сожалеем, что это произошло. Хочется, чтобы участники Horizon Venues могли легко находить инструменты безопасности, которые могут помочь в подобной ситуации, а также помогали нам в расследовании и принятии мер». По словам представителя Meta, компания продолжит вносить улучшения в систему безопасности метавселенной.

Более того, компания Microsoft удалила такие социальные центры как Campfire, News и Entertainment Commons на VR-платформе AltspaceVR, которые помогали людям встречаться и коммуницировать в цифровой среде. Радикальное решение было принято в связи с участившимися случаями домогательств в виртуальной реальности. Также компания по умолчанию закрепила за каждым из пользователей виртуальной вселенной функцию «пузырь безопасности». Опция помогает создавать некие физические барьеры между контактирующими пользователями и не позволяет нарушать личное пространство каждого из них. Дополнительно компания усилила контроль входа в платформу новых пользователей: теперь для использования сервисов виртуальной вселенной необходима учетная запись Microsoft. Кроме того, компания приняла решение произвести техническую синхронизацию аккаунтов с приложением Microsoft Family Safety. Решение позволит контролировать допуска членов своей семьи, например, детей, к приложениям VR.

Поделиться:
Прокрутка наверх