Дмитрий Песков: образовательные проекты для программы «Цифровая экономика»

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, рассказал об образовательных проектах для программы «Цифровая экономика»

 

Мы видим серьезный дефицит кадров в области программирования, работы с данными, создания цифровых платформ. И в ближайшие годы этот дефицит будет только усиливаться. В стране существует не меньше 100 000 вакансий по информационным технологиям. Но нет ни одного образовательного стандарта, например, «Специалист по внедрению систем искусственного интеллекта». И ни одного университета, который готовил бы такого рода людей.

Конечно, есть талантливые, мотивированные ребята, те же студенты «Иннополиса». Но таких должны быть не сотни, как сейчас, а десятки тысяч. И рынок труда должен быть готов их принять. Нехватка специалистов в том числе связана с тем, что современная молодежь не хочет учиться. В первую очередь потому, что не знает, чему и зачем.

Большинство школьников до сих пор идут в университет лишь для того, чтобы получить «корочку». Необходимо менять мотивацию этих людей. Чтобы ее изменить, следует заниматься этим очень рано: с детского сада, со школы. Только в этом случае мы можем надеяться на то, что в России появится достаточное количество качественных специалистов для развития цифровой экономики.

 

Президент России Владимир Путин поручил правительству и Агентству стратегических инициатив реализацию нового проекта профессиональной ориентации школьников, учащихся 6-10 классов, – «Билет в будущее». Оператором проекта является Союз «Ворлдскиллс Россия». В рамках этого проекта школьники смогут пройти профессиональные пробы и определиться с будущей профессией. Помогать им в этом будут опытные наставники. Важно, что профориентация перестанет быть просто рассказами о профессиях, а начнет опираться на практику, реальные и актуальные потребности экономики.

На первом этапе участники будут проходить тесты на способности к разным профессиям. Для этого будет запущена специальная электронная платформа. Каждый школьник, участвующий в программе, пройдет обучение по двум блокам компетенций: цифровым и аналоговым. Первый блок предполагает обучение на онлайн-курсах, второй – практику на производственных площадках.

Сейчас в перечень входит порядка 30 компетенций, к сентябрю, моменту старта «Билета в будущее», их может быть уже 50. Список постоянно расширяется. Например, среди компетенций – интернет вещей, 3D-моделирование для компьютерных игр, прототипирование, блокчейн, информационная безопасность, поварское, ювелирное дело, парикмахерское искусство, технологии моды.

После прохождения профессиональных проб ребенок и его родители получат набор рекомендаций, и при поддержке наставника школьник сможет развиваться в выбранном направлении. В роли наставников выступят специалисты ведущих площадок дополнительного образования: «Кванториумов», образовательного центра «Сириус», движения WorldSkills Russia.

 

Что касается высшего и непрерывного образования, то в ноябре прошлого года мы запустили университет Национальной технологической инициативы «20.35». Университет создан для подготовки в очень сжатые сроки профессионалов по востребованным специальностям, для которых еще нет формальных правил, образовательных стандартов.

Сейчас проходит активная фаза апробации модели университета. В июле 1000 человек, прошедших отбор, отправятся на одиннадцатидневный образовательный интенсив на острове Русский. Мы протестируем знания обучающихся и предложим не одинаковый набор курсов для всех, а программы, которые закрывают дефициты знаний каждого студента.

 

Справка

Решением подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в 2017 году Агентство стратегических инициатив определено центром компетенций по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».