Евгений Ковнир: «Мы собираем людей, которые хотят ускорить развитие страны»

Мы собираем людей, которые хотят ускорить развитие страны

Евгений Ковнир,

генеральный директор АНО «Цифровая экономика»

 

АНО «Цифровая экономика» создана как площадка для диалога бизнеса и власти. В каком формате ведется этот диалог?

Начало результативному диалогу бизнеса и государства на площадке АНО «Цифровая экономика» дала программа «Цифровая экономика Российской Федерации», одобренная Правительством РФ летом 2017 года, состоящая из пяти разделов: информационная инфраструктура, информационная безопасность, исследовательские компетенции и научно-технологические заделы, кадры и образование, а также нормативное регулирование. По каждому направлению был определен Центр компетенций, на площадке которого выстроен диалог с соответствующим бизнес и экспертным сообществом.

Результатом этого диалога стали проекты планов мероприятий. Созданные одновременно с этим по каждому из направлений Рабочие группы при АНО «Цифровая экономика» верифицировали наработки центров компетенций, после чего документы были согласованы и утверждены Правительством. И к настоящему времени более тысячи экспертов вовлечены в реализацию около полутора тысяч мероприятий. Другими словами, для цифровой трансформации экономики были аккумулированы лучший опыт, лучшие умы и ресурсы.

 

Вы сказали о результативном диалоге. Уже есть итоги совместной деятельности бизнеса и государства?

Итогов уже немало, назову, пожалуй, основные. В процессе реализации программы в рамках направления «Нормативное регулирование» одобрено 9 законопроектов, правительство учло ключевые предложения бизнеса, сформулированные рабочей группой при АНО ЦЭ во время подготовки отзыва на внесенный в Госдуму законопроект о цифровых финансовых активах. По направлению «Информационная инфраструктура» разработан и обсуждается с Минкомсвязью России проект мер стимулирования операторов связи, утвержден глоссарий цифровых платформ.

Эксперты направления «Информационная безопасность» работают над концепцией платформы для граждан по противодействию преступности и многим другим мероприятиям плана. Активно ведется деятельность «Научно-технологических заделов». К настоящему времени определены критерии отбора лидирующих исследовательских центров, система выбора сквозных технологий. Работа по «Кадрам и образованию» началась несколько позже других направлений, в силу более позднего утверждения дорожной карты правительством. Однако, и здесь уже есть первые существенные шаги: подготовлена рабочая версия паспорта приоритетного проекта «Цифровая школа», сформирован проект программы развития лидеров цифровой трансформации для региональных органов власти.

 

Сейчас все чаще говорят о возможном появлении в программе новых направлений. АНО «Цифровая экономика» задействована в этом?

АНО «Цифровая экономика» по поручению подкомиссии по цифровой экономике выступает площадкой для экспертной оценки заявок на новые направления. Эту работу проводит Совет по цифровой трансформации экономики, состоящий из авторитетных представителей бизнеса, государства, экспертного сообщества. Мы включили в него людей с серьезным опытом и деловой репутацией, которые действительно хотят ускорить развитие страны и обладают компетенциями в цифровой экономике.

К настоящему времени Совет при АНО одобрил два направления – «Цифровое здравоохранение» и «Цифровой транспорт и логистика». Остальные отправил на доработку. Кроме того, мы ведем активное взаимодействие с инициативными группами по направлениям сельского хозяйства, промышленности и энергетики. Например, на проектном семинаре по сельскому хозяйству команды экспертов сформировали перечень из более, чем 15 платформ и 30 сервисов для цифровой трансформации отрасли. Результаты работы участников семинара будут рассмотрены на ближайшем заседании Совета. В ближайшей перспективе также проработка направлений по цифровым строительству и ритейлу.


Есть ли препятствия на пути к развитию цифровой экономики?

Я допускаю, что наши инициативы могут кому-то создать трудности. Но если, например, агрегаторы услуг такси доставляют неудобства таксопаркам, то это проблема таксопарков, которые своевременно не перестроили бизнес. Не вижу оснований создавать искусственные препоны и запреты для доступных, удобных и выгодных потребителю сервисов.

Скажем, «уберизация» в Москве не привела к уменьшению количества такси — наоборот, оно выросло, поскольку за счет снижения цен увеличился спрос на услугу. Не сократилась и налоговая база. И получается, что все от этого только выиграли. Поиск и развитие похожих сценариев в других отраслях — одна из наших задач.

 

Тему цифровой экономики сегодня можно без преувеличения назвать «хайповой». Откуда можно получить достоверную информацию тем, кто желает узнать об этом больше и, возможно, принять участие в цифровой трансформации, в бизнес-кооперации?

Действительно, на волне интереса к цифровой экономике появилось много инициатив, не имеющих ничего общего с цифровой экономикой. Учитывая, что к нам приходит множество запросов на получение и в большей степени на разъяснение информации о цифровой экономике: о программе, о планах по направлениям, о новых направлениях, об определении тех или иных понятий, мы создали онлайн-ресурс, на котором в доступной форме даны ответы на наиболее популярные вопросы – Базу знаний цифровой экономики: data-economy.ru/data-ed. По мере реализации программы ресурс будет активно дополняться новыми разделами, где будут образовательные презентации, тематические интервью и инфографики.