Когда будут приняты законы, регулирующие автоботов на дорогах и что сейчас мешает развитию технологий в России рассказал Андрей Незнамов, к.ю.н., руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и ИИ, советник Dentons, заместитель руководителя Рабочей группы Государственной Думы РФ по регулированию робототехники, искусственного интеллекта и киберфизических систем.

 

Существует мнение, что ни мировое, ни российское законодательство не только не способствуют развитию регулирования беспилотных автомобилей, но и наоборот, всячески препятствуют этому. Так ли это?  

 

Законодательство всех стран мира в этой сфере изначально просто не предусматривало так называемых беспилотных автомобилей. Основополагающие международные документы, например, Венская конвенция о дорожном движении, тоже ничего подобного не учитывают. Поэтому высокоавтоматизированный транспорт естественным образом попал в серую зону регулирования. В некоторых отраслях это хорошо. Например, криптовалюты развиваются потому, что регулирование отстает от технологий. А в случае с транспортом – плохо. Потому что ни ездить по улицам города, ни даже тестировать инновационные автомобили зачастую оказывается невозможно. Поэтому во многих странах мира запущен процесс до-регулирования новой технологии, чтобы дать ей жизнь.

 

Как дорабатывали свое законодательство другие страны? Что из их опыта может быть перенято в России?  

 

Здесь есть вполне очевидный тренд. Большинство стран мира разрешают тестовую эксплуатацию, то есть проведение испытаний на дорогах общего пользования. И в зависимости от специфики локального законодательства, принимают соответствующие акты. Как правило, это закон. Он разрешает тестирование беспилотных автомобилей с разрешения соответствующего министерства транспорта.

России было бы правильно позаимствовать этот подход. Сейчас у нас даже тестирование не разрешено, и это создает существенные проблемы.

 

На какие составляющие части можно разделить вопрос о введении автоботов в правовое поле?

 

Как кажется, здесь есть три последовательных по времени этапа. На первом разрешается тестирование в исключительном и индивидуальном порядке. На втором разрабатываются требования к безопасности и сертификации наравне с обычными автомобилями, а заодно обобщается опыт тестирования. На третьи беспилотные автомобили допускаются в эксплуатацию на общих основаниях со всеми, но с некоторыми особенностями.

 

Какие могут возникнуть конфликтные вопросы, связанные с внедрением беспилотного транспорта? 

 

На самом деле здесь первый вопрос – договориться о распределении полномочий внутри государства. То есть кто будет выдавать разрешения, кто будет контролировать процесс тестирования, кто будет, грубо говоря, драйвером инноваций.

Далее возникнет вопрос о безопасности таких ТС. Как ее обеспечивать, как страховать ответственность, кто и в каких случаях будет нести ответственность за вред. Это важно, но не стоит преувеличивать проблему ответственности. Это, к сожалению, иногда происходит – все разговоры о регулировании почему-то сводятся к тому, кто будет платить за причиненный ущерб. Или, что бывает еще чаще, поднимается проблема вагонетки: как автомобиль должен делать выбор между причинением вреда разным людям. Кого давить, грубо говоря.  Как кажется, с правовой точки зрения это далеко не самые сложные проблемы. У нас есть несколько подходов в правовой доктрине к этому вопросу, есть очень много интересных примеров из-за рубежа. Так что вопрос о том, кто виноват в случае ДТП с участием беспилотного автомобиля, решить можно. То же самое касается и «вагонетки». Проблема кажется несколько искусственной.  От автомобиля мы хотим решения проблемы, которую не можем решить сами.

Но главное, чтобы за теоретическим спорами не пропадала реальность. А она такова, что мы серьезно отстаем в плане регулирования. Так что пока это самый первый конфликтный вопрос.

 

Каким образом и, что самое важное, когда окажется возможным вписать в законодательную базу такое новшество, как беспилотные автомобили? 

 

Это произойдет на наших глазах, вероятнее всего, в этом году. Например, на уровне ООН уже обсуждается проект резолюции о беспилотных автомобилях. Во многих странах мира они уже введены в правовую систему. Очень надеюсь, что-то же самое удастся сделать в России в ближайшее время.