Алексей Макин, Redmadrobot: цифровая зрелость компании

Все чаще в контексте цифровой экономики говорят о цифровой зрелости компании — способности отслеживать изменения и быстро адаптироваться к ним. Что означает цифровая зрелость, и почему не бывает компаний, которые ее достигли — давайте разберемся.

Как выглядит классическая схема устройства любой компании. Есть инфраструктура: офис, «железо», электричество, языки программирования и т.д. На инфраструктуре стоит компания, которая занимается своим делом: создает ПО, делает колбасу, автомобили, лечит людей и т.д. С развитием технологий между инфраструктурой и компанией появляется новая прослойка — цифровая среда, которая уже является частью инфраструктуры и характеризует уровень зрелости компании. Компании, такой прослойки не имеющие, рискуют уйти с рынка.

Цифровая зрелость компании определяется по нескольким критериям. Наличие кросс-функциональных команд. Например, в методологии управления проектами Agile один человек в разных проектах может занимать разные функциональные позиции — Scrum Master, Product Owner или Agile Coach — а где-то и несколько одновременно.

Корпоративная культура. Каждый сотрудник компании понимает важность и принимает активное участие в адаптации своего отрезка работы в цифровой среде. Даже в результате внедрения кросс-функциональных команд, склад ума сотрудников меняется, они лучше понимают, что происходит на других позициях, четче видят смысл внедряемых инноваций.

Наличие диджитал-стратегии на 5 и более лет. Несмотря на популярность термина, рынок все еще плохо понимает, что такое диджитал стратегия: кто-то описывает ее в технологиях и конкретных решениях, углубляясь в возможности самих сервисов. На деле же акцент стоит делать не на “диджитал”, а на “стратегии” — том, к чему компания стремится, и том, как собирается меняться. Цифровые компании в два раза чаще пересматривают свои диджитал-стратегии, чтобы развиваться параллельно с цифровой средой.

Любовь к разномасштабным экспериментам. При тестировании бизнес-инициатив или гипотез компании все чаще проводят как малые эксперименты (например, в рамках одного этапа процесса), так и системные, затрагивающие все процессы внутри компании.

Согласно отчету MIT Sloan — Achieving Digital Maturity, на пути к цифровой зрелости компании проходят три стадии.

Ранняя стадия характеризуется низкой способностью и готовностью к цифровым изменениям. На этом этапе находятся, например, компании добывающих отраслей — они монолитны, их структуру сложно изменить (например, внедрить кросс-функциональные команды), не снизив эффективность деятельности.

На второй стадии компании уже могут внедрить цифровые инновации в отдельные подразделения или процессы бизнеса. Так, телеком-операторы постепенно внедряют мобильные рабочие места для сервисных служб.

На третьей стадии компании характеризуются как зреющие. Они могут быстро адаптироваться в цифровой среде, постоянно отслеживая цифровые тренды, внедряя необходимые инновации и организационно перестраиваясь. Наиболее адаптированными в цифровой среде являются IT-компании, банки, а также СМИ и индустрия развлечений.

По результатам исследования и опроса компаний от MITSloan совместно с Deloitte Digital в мире лишь 25% компаний можно назвать зрелыми, 41% — развивающиеся и стремящиеся к зрелости, и еще 34% находятся еще на ранней стадии.

В этом контексте важно понимать, что адаптация — это постоянный процесс, поэтому, говоря о цифровой зрелости, нельзя называть компании зрелыми — все они находятся в процессе. И работа Redmadrobot как раз в том, чтобы помогать нашим клиентам оставаться в тренде и адаптироваться в цифровой среде.