Будущее наступило: как интернет вещей меняет бизнес

Интернет вещей станет одной из главных тем конференции ЦИПР 2017.

Интернет вещей (ИВ, IoT) вдохновляет стартаперов на создание бизнеса, а компании со стажем – на новые бизнес-процессы и даже бизнес-модели. Подключенные устройства дают больше информации для лучшего выбора следующего шага, а это обеспечивает преимущество над конкурентами. Широкие перспективы мира ИВ практически безграничными делают облака и платформы, объединяющие все многогранные потребности решений интернета вещей в единую экосистему инструментов.

Новая эра принесла с собой новый взгляд на все сферы бизнеса. Современные технологии влияют на весь цикл производства, продажи, взаимоотношения с клиентами и внутри самих компаний. Те, кто не будет успевать за глобальными изменениями, рискуют оказаться на обочине.

Аналитики в один голос твердят, что именно в этом десятилетии интернет вещей окажет ключевое воздействие на бизнес. Сразу несколько исследований прогнозируют, что к 2020 г. в мире будет около 50 млрд умных устройств (сейчас — 6,4 млрд). В IDC уточняют, что объем рынка ИВ к тому же году достигнет $1,7 трлн, а к концу 2016 г. он составил $737 млрд. Что показательно, в прошлом году значительная часть инвестиций в интернет вещей затронула сферы производства, грузоперевозок и энергосистем.

«Интернет вещей — это новый источник данных, новый источник аналитики, а значит — новый источник для создания более эффективных кампаний и более эффективных коммуникаций», — уверен со-основатель и генеральный директор рекламного агентства OMD OM Group в России и СНГ Дмитрий Дмитриев.

58% руководителей считают внедрение интернета вещей стратегическим вопросом для своей компании, и почти все — 95% — запустят связанные с ним проекты в ближайшие три года, прогнозирует IDC. Причина такого внимания менеджмента к ИВ кроется в очевидном повышении операционной эффективности бизнеса.

Прибыль принесут простые датчики и глубокий анализ

В ключевых отраслях интернет вещей сводится к установке датчиков на конкретную вещь (машину, здание или любой объект), оперативному получению с этих датчиков данных и их быстрому анализу. Это позволяет обладать актуальной информацией о контексте вещи в динамике, а продвинутые инструменты анализа предоставляют рекомендации для оптимизации процессов, в которых она задействована. На выходе компания получает возможность создавать персонализированные предложения для своих клиентов и оптимизировать бизнес-процесс в зависимости от реальных обстоятельств.

«В нефтехимии анализ данных, полученных с помощью технологий интернета вещей, помогает решить задачи, на которые раньше мы не могли замахнуться. Например, сейчас мы реализуем проект, который поможет понять, почему на одной из марок полипропилена чаще возникают разрывы при производстве полипропиленовой пленки. Или почему часть синтетического каучука при производстве оказывается не с тем параметром вязкости, какого следовало бы ожидать, исходя из технологического процесса», — рассказывает исполнительный директор компании «Сибур» Василий Номоконов.

Интернет вещей не зря активно развивается именно в промышленной сфере. Там он помогает сокращать время простоя оборудования, снижать (а то и полностью устранять) проблемы с эксплуатацией техники, повышать скорость производства и его бесперебойность, уменьшать проблемы с поставщиками и так далее. Итог всего этого — не только повышение маржинальности, но и возможность вкладывать новые средства и ресурсы в инновации.

«С одной стороны, у нас очень много датчиков, — рассказывает о применении интернета вещей на практике ИТ-директор «Северстали» Юрий Шеховцов. — С другой — есть области, где эти датчики еще только нужно поставить. Вопрос в том, как рационально их расставить так, чтобы они давали максимальный эффект. А учитывая то, что сенсоры с годами будут, скорее всего, только дешеветь, проблема “ставить или нет” отпадет сама собой».

Новые бизнес-процессы породят новые способы коммуникации

Но изменения затронут не только производственный цикл. Развитие интернета вещей приведет к тому, что продажа продукта перестанет быть конечным звеном в цепочке бизнес-процессов предприятия. Благодаря датчикам, которые смогут передавать информацию о состоянии товара, добавится новая функция — оказание сервисных услуг, связанных с процессом его эксплуатации.

«Вендоры оборудования выводят на рынок новые линейки продуктов, уже оснащенные датчиками интернета вещей. Например, множество компаний, которые производят компрессоры и насосы, уже предлагают такие машины, которые сами будут сообщать владельцу о том, что ему нужен плановый ремонт или замера фильтров. Это достигается с помощью гораздо более глубокого анализа, чем ставший классическим мониторинг уровня вибрации», — разъясняет Василий Номоконов.

При этом связка «продукт-сервис» — это не только дополнительные прибыли, связанные с постпродажным обслуживанием. Комплексный мониторинг эксплуатации каждого из произведенных холодильников поможет понять, как устранить или минимизировать наиболее частые причины поломок еще на этапе производства. Фактически создается новый канал коммуникации между производителем и потребителем, в рамках которого возможна упреждающая диагностика и ремонт, дистанционные обновления ПО и продажа дополнительных продуктов и услуг. В основе всего этого будет лежать предиктивная аналитика и аналитика больших данных. Следующим шагом станет замена продуктов на сервисы.

Вопрос использования интернета вещей актуален не только для промышленности, но и для ритейла. Исследователи компании McKinsey утверждают, что внедрение ИВ в этом сегменте бизнеса приведет к серьезным экономическим выгодам в глобальном масштабе: от $410 млрд до $1,2 трлн ежегодной дополнительной прибыли к 2025 г. Поиски способов применения этих технологий в ритейле все еще продолжаются, но уже сегодня интернет вещей востребован в управлении запасами, обработке платежей, контроле цепочек поставки и некоторых других сферах.

 

Источник: CNews